![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
...
Типы нормативно-ценностных систем в российском обществе (количественные и качественные
характеристики)...
Если попытаться выстроить кластеры по мере движения от сознания традиционалистского типа к сознанию модерна, и подобрать, с учетом их характерных особенностей, названия для каждого из полученных кластеров, то мы увидим следующую линейку:
- «Последовательные традиционалисты»
- «Традиционалисты-этакраты»
- «Разочаровавшиеся традиционалисты»
- «Немодернисты»
- «Протомодернисты»
- «Российские постмодернисты(18)»
- «Российские модернисты»
Использование в двух последних случаях прилагательного «российские» призвано подчеркнуть специфику этих групп, оттенив тот факт, что сознание их представителей во многих отношениях довольно далеко и от классического модерна, и от классического постмодерна.
ЗЫ. Безумная ситуация. Самая значительная часть россиян - постмодернисты... )
Но традиционалисты разных мастей, объединившись, всё равно перетянут.
Российские постмодернисты.
Это самый большой по численности (20% всех россиян) и очень своеобразный кластер, имеющий достаточно яркие отличия от всех вышеописанных кластеров, с одной стороны, и от «российских модернистов» - с другой. К числу наиболее характерных особенностей его членов относятся: ярко выраженный нонконформизм, выбор в пользу общества индивидуальной свободы, а не социального равенства, убеждение, что инициатива и поиск нового важнее следования традициям, вторичность материального благополучия как ценности: свобода здесь ценится выше такого благополучия, а «интересность» работы – выше размера заработной платы. Для «российских постмодернистов» характерны также последовательная ориентация на собственные силы и убеждение в том, что в защите своих интересов надо ориентироваться на индивидуальные, а не коллективные действия. Им свойственны также уверенность в том, что их материальное положение зависит от них самих, а не от ситуации в стране, позитивное восприятие перемен, модернизации, индивидуализма, демократии. Они не согласны с суждением, что западный путь развития России не подходит; и согласны с тем, что каждый человек должен иметь право отстаивать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства. По всем эти позициям ядро данного кластера демонстрирует еще более высокие показатели, чем кластер в целом.
Качественные отличия ядра от кластера в целом просматриваются лишь по нескольким позициям. Но они демонстрируют, что мы имеем дело в данном кластере скорее с весьма специфической формой сознания модерна, чем с какой-либо промежуточной, транзитивной формой сознания, а также то, что этому типу сознания присуще тяготение к демократии, хотя и не в той ее форме, которая характерна для стран Запада. Так, 58% (при 40% в кластере в целом), убеждены, что перемены в российском обществе надо проводить, опираясь на инициативу «снизу», а не на действия «сверху». Ядро в меньшей степени настроено также на роль государства как гаранта прав общности, а не прав человека, и в меньшей степени готово делегировать ему право прямого влияния на правосудие и ограничивать свободу прессы. Кроме того, входящие в это ядро в большей степени уверены в своих силах - в частности в том, что они проживут и без помощи государства. (весь доклад здесь)
no subject
Date: 2011-04-13 07:42 am (UTC)no subject
Date: 2011-04-13 10:54 am (UTC)в России постмодернистов больше, чем модернистов...
Date: 2011-04-13 10:57 am (UTC)